Он призван существенно изменить госрегулирование в сфере производства/обращения химических веществ, которые представляют потенциальную опасность для окружающей среды. Также
законопроект значительно расширяет полномочия Роспотребнадзора по контролю за промышленными предприятиями.
Отдельные положения, разработанные Минздравом вместе с ФМБА, заслуживают однозначной поддержки. Более того, они могли бы использоваться Минприроды в работе над
законопроектом о предотвращении появления объектов накопленного ущерба («усолье-сибирский закон»), над которым подчинённые министра Александра Козлова безуспешно бьются который месяц подряд. Так, предложения здравоохранителей восполняют правовой пробел понятийного аппарата, ряд кейсов которого пока отсутствуют в законодательстве: химическая безопасность, опасный химический фактор, химический риск, допустимый уровень химического риска, химическая угроза (опасность), химическая защита, потенциально опасное химическое вещество, опасные стойкие химические соединения, биоаккумуляция, токсичность, нормативы химической безопасности, несовершенная технология, химически опасные отходы, источник химической опасности, потенциально опасный химический объект, химически загрязненная территория, зона химического заражения, мониторинг химических рисков, оценка химического риска, план реагирования на химические угрозы (опасности) и пр.
Как следует из пояснительной записки, «законопроект регулирует вопросы, которые не могут быть частью отраслевого законодательства в силу их комплексного характера, включая охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, защиту животных и растений, охрану окружающей среды». В то же время отдельные положения документа однозначно приведут к дополнительной нагрузке практически на весь отечественный бизнес. Так, вводятся дополнительные требования (а также обязательное регулирование) к организации некоего комплекса мер, «направленных на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных химических факторов» (похоже, будет создана очередная государственная информационная система, на сей раз «в целях управления химическими рисками»). Кроме того, вводятся дополнительные меры регулирования в отношении «химически опасных отходов», «химического загрязнения территории», а также ликвидации объектов (в том числе с накопленным негативным эффектом).
Отдельный вопрос — полномочия органов госвласти. Судя по всему, Роспотребнадзор пытается «залезть на поляну» Росприроднадзора, выводя из-под контроля Минприроды львиную долю функций по госрегулированию обращения с опасными веществами и отходами. А отдельные предложения (даже в части информационной системы) дублируют полномочия Ростехнадзора, который осуществляет мониторинг опасных производственных объектов. Предлагаем читателям изучить законопроект, чтобы прислать замечания/предложения на
greenserpent3@protonmail.com
https://t.me/greenserpent/11292