Связаться с приемной комиссией

Меню раздела

Основное меню

Общая информация

Кафедра «Общей химической технологии» является ведущей кафедрой в общеинженерной подготовке инженера-технолога. В разное время кафедру возглавляли известные учёные: профессор, доктор химических наук А.Е. Маковецкий (1935…1937 гг.); академик АН СССР, профессор, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда (1969), дважды лауреат Государственной премии СССР (1953), (1984), дважды лауреат премии Совета Министров СССР (1975), (1981) Н.М.Жаворонков (1938…1942 гг.); профессор, доктор технических наук, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Государственной премии СССР (1950) П.М.Лукьянов, руководитель курса "Общая химическая технология" (1937…1938 гг.) и кафедры (1942…1960 гг.); профессор, кандидат технических наук, Д.А.Кузнецов (1960…1968 гг.); доцент, кандидат технических наук И.Э.Фурмер (1968…1970 гг.); профессор, доктор технических наук, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, дважды лауреат Государственной премии (1942), (1951) А.Г.Амелин (1970…1981 гг.); профессор, доктор технических наук, Почётный химик СССР, Почётный химик РФ В.С.Бесков (1981…2010 гг.). С 23 октября 2010 г. кафедру возглавляет профессор, доктор технических наук В.Н.Грунский.


Н.М. Жаворонков

П.М. Лукьянов

Д.А. Кузнецов

И.Э. Фурмер

А.Г. Амелин

В.С. Бесков

Курс «Общей химической технологии» является одной из старейших дисциплин химико-технологических втузов и значится в учебных планах МХТИ им. Д.И.Менделеева (ныне РХТУ) с момента его основания. Однако содержание этого курса и его значимость в подготовке инженеров в различные периоды жизни института менялись неоднократно.

У истоков создания кафедры ОХТ стоял один из первых директоров Менделеевского института (1922…1929 гг.) профессор Иван Александрович Тищенко, выдающийся инженер и ученый, заложивший основы курса общей химической технологии и курса процессов и аппаратов химической технологии.

Профессор кафедры «Общей химической технологии» М.П.Дукельский (1924…1931 гг.) ввёл курс «Общей химической технологии» как одну из основных учебных дисциплин в общеинженерной подготовке химика-технолога и начал его читать. До 1930 г. в МХТИ читали курс лекций по «Общей химической технологии», состоящий из двух частей: неорганической и органической, причём под курсом ОХТ в тот период времени понимали курс «Основных процессов и аппаратов химической технологии».

В 1936 году отдельные части курса ОХТ вместе с курсом «Основные процессы и аппараты химической технологии» и рядом других курсов (химическое сопротивление материалов, гидравлика, компрессоры и насосы) были объединены в единый курс «Общей химической технологии».

К 1937 году в пределах одной кафедры ОХТ существовало два самостоятельных курса: процессы и аппараты химической технологии и общая химическая технология.

Учитывая значимость и роль курса общей химической технологии в подготовке инженеров химиков-технологов Николаю Михайловичу Жаворонкову в 1938 году было поручено организовать новую кафедру общей химической технологии (см. газету «Московский технолог». 1939. № 39. Жаворонков Н.М. «На кафедре общей химической технологии»). При этом из бывшей кафедры общей химической технологии выделили кафедру процессов и аппаратов химической технологии.


Кафедра ОХТ в 1940 году. Н.М. Жаворонков в первом ряду второй справа

22 июля 1938 г. Всесоюзный комитет высшей школы утвердил в качестве типовой для химико-технологических втузов страны программу курса «Общей химической технологии», разработанную новой кафедрой ОХТ МХТИ им. Д.И. Менделеева. На новой кафедре преподавали дисциплины "Общая химическая технология" и "Автоматизация химических процессов». Общей методической основой изучения этих дисциплин стала их общая научная база – основы знаний, в основном, химических дисциплин естественнонаучного цикла подготовки химика–технолога.

В то время химическая технология как наука еще находилась в стадии описательной, содержащей весьма обширные, но недостаточно систематизированные материалы. Соответственно, учебный курс ОХТ также был дисциплиной описательной, в которой рассматривались способы и условия переработки разнообразного сырья в различные продукты. В 60–е годы сформировалось научное направление "теоретические основы химической технологии", и курс ОХТ должен был перейти в стадию глубокого физико–химического и инженерного изучения химической технологии. Кафедра ОХТ МХТИ им. Д.И. Менделеева стала инициатором в становлении и развитии принципиально нового курса общей химической технологии с использованием методов математического моделирования, глубокого физико–химического и инженерного ее изучения. Зав. кафедрой проф. А.Г. Амелин совместно с зав. кафедрой ОХТ Ленинградского технологического института им. Ленсовета проф. И.П. Мухленовым вводят принципиально новый раздел – "Химические процессы и реакторы", в котором впервые сделан переход от описательного к количественному изучению химико–технологического процесса. Далее зав. кафедрой проф. В.С. Бесков вводит изучение химического производства как химико–технологической системы, а конкретные химические производства предлагает рассматривать предметно как реализацию основных теоретических основ химической технологии и, соответственно, теоретической части курса. Основой построения курса и изучения его материала ложатся научные методы – математическое моделирование и системный анализ химико–технологических процессов. Курс ОХТ получает мощную компьютерную поддержку – кафедрой разрабатывается уникальная учебная программная система.

Методические основы, структура и содержание разработанного в РХТУ им. Д.И. Менделеева курса ОХТ стали типовыми, легли в основу аналогичных курсов в других вузах страны (теперь и СНГ).

При создании кафедры ОХТ в МХТИ им. Д.И. Менделеева ее организатор Н.М. Жаворонков обосновал необходимость изучения основ управления химико–технологическим процессом и ввел соответствующую учебную дисциплину – "Автоматизация химических процессов". В начале этот курс действительно знакомил с основами измерения параметров технологических сред и их регулирования, с приборами и средствами автоматизации. В 1954 г. этот курс возглавил Жорж Абрамович Коваль. Спустя некоторое время трудами Ж.А.Коваля и его коллег курс «Контрольно-измерительные приборы химической промышленности» был преобразован в «Автоматизацию химических производств». Огромная заслуга Жоржа Абрамовича – переосмысление теоретических разделов курса и оснащение лабораторного практикума моделирующими электронными и пневматическими аналоговыми машинами, позволившими моделировать САР. Большая работа была выполнена по методическому оснащению курса и в этом непреходящая заслуга доцента Ж.А.Коваля и доцента И.К.Шмульян, бессменных авторов всех программ и методических разработок. Ж.А.Коваль преподавал в МХТИ им. Д.И.Менделеева более 40 лет. Многие из его учеников стали докторами и кандидатами наук, руководителями предприятий. Ж.А.Коваль – легендарный разведчик (псевдоним «Дельмар»), единственный военный советский разведчик, проникший на атомные объекты Соединённых Штатов Америки, на которых производились плутоний, обогащённый уран для создания атомной бомбы. Благодаря Ж.А.Ковалю была собрана и передана в Москву ценнейшая информация о производстве плутония, обогащённого урана. Секретные данные, полученные от Ж.А.Коваля в декабре 1945 года – феврале 1946 года, помогли нашим учёным решить проблему, связанную с созданием запала для атомной бомбы. В первой атомной бомбе, взорванной на полигоне под Семипалатинском 29 августа 1949 года, использовали инициатор, изготовленный точно «по образцу», описанному разведчиком Ж.А.Ковалем.

Указом Президента РФ от 22 октября 2007 года «за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания» Ковалю Жоржу Абрамовичу присвоено звание Героя Российской Федерации. Президент РФ В.В.Путин охарактеризовал Ж.А.Коваля как человека, внесшего огромный вклад в дело укрепления обороноспособности нашей страны:

«работая в 30–40-е годы прошлого века, он вёс неоценимый вклад в решение одной из ключевой задач того времени – задачу создания атомного оружия».

Развитие теоретических основ химической технологии и переход в промышленности от автоматического регулирования отдельных параметров к системам управления всем технологическим процессом привел к необходимости изменить направленность и содержание курса автоматизации – отойти от изложения начальных знаний для специалистов в области приборов и автоматизации и перейти к дальнейшему инженерному изучению химического производства – диагностике его состояния, динамике технологических процессов и обоснованным методам их управления на основе . Кафедра ОХТ разработала новый курс "Системы управления химико–технологическими процессами", который также стал типовым в цикле общепрофессиональных дисциплин. Так в полной мере был реализован основной принцип создания новой кафедры: "Технолог должен не только знать химические производства, но и уметь управлять ими".

Одновременно более 30–ти лет проводятся регулярные совещания заведующих кафедрами и ведущих преподавателей ОХТ из всех вузов страны, на которых отрабатываются методические вопросы дисциплины, проводится обмен опытом. Тем самым в стране создан коллектив единомышленников ОХТ. На кафедре Общей химической технологии работали в прошлом и в нынешнем столетии замечательные учёные и преподаватели: профессора Я.Д.Зельвенский, А.И.Малахов, А.П.Тихонов, доценты И.Е.Зубова, В.Ф.Строганов, В.И.Грачёв, Б.А.Стратонов, В.Н.Зайцев, Л.В.Гришин, Л.Н.Финякин, О.Г.Кулешов, А.П.Жуков, В.И.Царёв, ст. преподаватели С.П.Кокуина, А.И.Маркова, Н.М.Ефимова.

В настоящее время кафедра обеспечивает общеинженерную подготовку студентов, адаптированную к разным специальностям университета, а также ведет занятия по курсам "по выбору".

Авторитет методической школы кафедры подтверждается использованием учебно–методических разработок кафедры в учебных программах вузов страны и в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ цикла "Общепрофессиональные дисциплины" по подготовке бакалавров и дипломированных специалистов в области техники и технологии.

Итогом методической работы кафедры явилось издание учебников по основным дисциплинам - "Общая химическая технология" и "Системы управления химико–технологическими процессами", и соответствующих учебных пособий по практическим занятиям в этих дисциплинах, изданных авторитетным издательством ИКЦ «Академкнига».

Некоторые публикации сотрудников кафедры

  • Бесков В.С., Флокк В. Моделирование каталитических процессов и реакторов. М.: Химия, 1991. 256 с.
  • Бесков В.С. Общая химическая технология. Учебник для вузов. М.: ИКЦ "АКАДЕМКНИГА", 2005. 452 с.
  • Игнатенков В.И., Бесков В.С. Примеры и задачи по общей химической технологии. Учебное пособие для вузов. М.: ИКЦ "АКАДЕМКНИГА", 2005. 198 с.
  • Лабораторный практикум по общей химической технологии / под общей редакцией проф. В.С.Бескова. М.: Бином, Лаборатория знаний. 2010. 279 с.
  • Беспалов А.В., Семенов Г.М. История кафедры общей химической технологии (1938-1998 годы). М., РХТУ им. Д.И. Менделеева, 1998.
  • Беспалов А.В., Мистрюкова Л.М., Шергольд И.Б. Проба пера. Сборник стихотворений. М., РХТУ им. Д.И. Менделеева, 1997.
  • С.Уэйлес. Фазовые равновесия в химической технологии. Т. 1,2. Перевод с английского А.В. Беспалова и др. под редакцией В.С. Бескова. М,. Мир, 1989.
  • Беспалов А.В., Альтах О.Л. и др. Французско-русский словарь по химии и химической технологии (65000 терминов). М., РУССО. 1999.
  • Новый французско-русский политехнический словарь/ Под ред. А.В. Беспалова, проф. д.т.н., В. Д. Косынкина, М.: «Руссо» 2006. 712 с.
  • В 1999 году вышел Сборник научных трудов РХТУ им. Д.И. Менделева N 178 "Процессы и материалы химической промышленности", подготовленный сотрудниками кафедры в связи с ее 60-летием.
Top