Связаться с приемной комиссией
Меню раздела
Основное меню
Уважаемые студенты и магистранты, здравствуйте.
Я Сергей Валериевич Савинков, директор Центра развития универсальных компетенций РХТУ, доцент кафедры логистики и экономической информатики нашего ВУЗа, и выпускник нашей Менделеевки, кафедры электрохимии. Коротко обо мне здесь: https://savinkov-sv.ru
Сегодня у нас тема «Интеллект. Как развивать и управлять».
Для начала о прокрастинации
Что такое прокрастинация? Все мы этим страдаем, и мы делаем всё в последнюю минуту или откладываем какое-то дело «на потом». В результате мы, конечно, в конце концов хватаемся за него, если хватаемся, но не всегда удаётся выполнить его так, как планировалось. Причём страдают от прокрастинации не только студенты, не только школьники, но и более взрослые люди.
Почему? Потому что так работает наш мозг.
Мозг человека. Неокортекс и лимбическая система
Принято условно делить мозг человека на две части: левую и правую. Давайте тоже условно разделим наш мозг на две части, только не на левую и правую, а на большую и меньшую. Одна из них говорит нам, что надо сделать. Это рациональный подход ко всему, за что мы берёмся. Но другая часть говорит совершенно противоположное — хочу, и всё. С чем это связано?
Дело в том, что мозг действительно условно делится на две части. Одна часть относится к неокортексу, то есть к новой коре головного мозга. У новой коры 80% массы всего человеческого мозга. Новая кора дана нам цивилизацией, развитием человека в своём социуме, в своём обществе. А другая часть — лимбическая система. У неё всего 10% массы мозга.
За что отвечают части мозга
Лимбическая система досталась нам от животных. Она отвечает за очень важные функции нашего организма. Инстинкты — то, что нам дали животные, животный мир. Они у нас сохранились, и все вы прекрасно об этом знаете. Половые центры — мы должны, так и всё, живое, продолжать род. Эмоционально-гормональный контроль, что тоже понятно: и эмоции, и гормоны связаны с нашей неосознанной реакцией.
Новая кора головного мозга дана нам цивилизацией. За счёт неокортекса у нас появилась возможность организовывать свою деятельность через специализированные поля этой части головного мозга.
Зачем нужны поля неокортекса
Сейчас мы как раз об этом и поговорим. В этих полях имеются ассоциативные центры, которые накапливают индивидуальный опыт и способствуют адаптации с информацией внешнего пространства. То есть ассоциативные центры нашего головного мозга, новой коры, неокортекса, берут незнакомую информацию извне и связывают ее со знакомой информацией, которая уже накоплена у нас в голове. Это требует большого расхода энергии: работы у неокортекса много, поэтому масса его большая. На Рис. 1 мы видим неокортекс, новую кору головного мозга, те самые извилины. А цветом обозначены зоны, которые отвечают за нашу умственную деятельность, и за принятие решений.
Рис. 1. Новая кора головного мозга человека (источник – Савельев С.В. Изменчивость и гениальность. – М.: ВЕДИ, 2020)
А на Рис.2 лимбическая система головного мозга, совсем маленькая (белое тело в середине разреза).
Рис. 2. Лимбическая система головного мозга человека (источник – Савельев С.В. Изменчивость и гениальность. – М.: ВЕДИ, 2020)
Чем руководит лимбическая система головного мозга
Эта маленькая по сравнению с неокортексом лимбическая система (то, что досталось нам от животных) руководит практически всеми нашими процессами, хотя мы этого не осознаем.
Вернёмся к прокрастинации. Мы знаем, что нам надо выполнить какое-то сложное дело. Для этого нам надо основательно подумать, «взяться за ум». Но лимбическая система привыкла к другому, она привыкла экономить энергию нашего мозга для того, чтобы мы могли в нужный момент, как в животном мире, либо на кого-то напасть, чтобы съесть, либо от кого-то убежать, чтобы нас не съели, либо продолжить свой род. В эти моменты на эти действия уйдёт основная энергия: надо будет всю энергию «выплеснуть». А в остальное время мозг, по мнению лимбической системы, должен отдыхать и энергию копить. То есть не надо работать, думать. Надо ждать, когда настанет время выброса энергии, поэтому не надо её растрачивать на мыслительную деятельность. Такова позиция животного и нашей лимбической системы.
Как выйти из-под влияния лимбической системы
Теперь нам надо с вами подумать, как себя воспитать, чтобы мы могли меньше обращать внимание на те животные позывы, которые посылает нам лимбическая система, и больше ориентироваться на нашу созидательную, осознанную деятельность. Ведь для этого мы и учимся в РХТУ. Вот давайте теперь как раз поговорим об интеллекте.
Интеллект. Что это
Тут не обойтись без определений. Интеллект — это разумение, понимание, постижение, то есть относительно устойчивая структура познавательных способностей индивида. С позиции мозговой деятельности это энергетические затраты вашего мозга на произвольное мышление.
Значит, если мы развиваем произвольное мышление, значит мы повышаем уровень собственного интеллекта.
Непроизвольное и произвольное мышление
Непроизвольное мышление — мыслительный процесс происходит сам по себе, не подчиняется усилиям воли человека. То есть это какие-то привычные действия мозга, которые обеспечивают нам жизнедеятельность организма и диктуются лимбической системой. Поэтому наше мышление почти всегда непроизвольное! Это значит, что мы деятельность своего мозга ограничиваем теми потребностями, которые продиктованы нам лимбической системой. Здесь и безопасность, здесь продолжение рода, здесь доминантность. То есть мы живем в обществе, думаем о еде, о том, как завести и содержать семью, развивать детей. И думаем о том, каким образом нам заработать денег и утвердиться в каком-то социуме, например, на предприятии, на котором мы работаем. Всё это в привычном режиме обрабатываются нашим мозгом, и дальше мозг, лимбическая система нашего головного мозга нас не пускает.
Произвольное мышление. Оно управляется сознанием и волей человека, и здесь мыслительный процесс находится под контролем. Именно мыслительный процесс, а не адаптация к современным условиям.
Произвольное мышление работает так: мы получаем информацию, обрабатываем ее, связываем с той информацией, которая уже имеется. Появляются нейронные связи. А вы знаете, что нейронные связи появляются и исчезают, развивая мозг. Человек приобретает познавательный опыт, который с развитием все повышает уровень интеллекта.
Это самое важное, что нужно нам, людям думающим. Хотя кому-то, может, это и не нужно. Мы сейчас говорим с вами о том, как это развить. Поэтому прислушайтесь те, кто хочет работать над своим интеллектом.
Что нужно делать для развития интеллекта
Итак, инструкции крайне просты, но эффективны. Вот три пункта, которые принесут вам пользу, если вы их возьмете на вооружение.
1. Увлечения, связанные с мелкой моторикой. Что такое моторика? Это сложные движения пальцев рук, в том числе и рукописное написание текста. Собирать что-то, конструировать, чтобы активно двигались пальцы.
2. Любая профессиональная работа связана с решением неразрешимых на первый взгляд задач, в том числе художественных, ответы на которые нигде не подсмотреть. К этому относится и наша научная деятельность. Но только не вычитанные в учебнике, а вновь создаваемые решения, сложные задачи. У нас РХТУ, мы занимаемся развитием технологий, химии, наукой, которая позволит вам даже в своей профессиональной деятельности достигать определенного уровня и улучшать свой интеллект. Но задачи должны обязательно быть такими, ответы на которые посмотреть нельзя нигде, надо самим думать.
3. Занятие новым, бесполезным с вашей точки зрения делом. К чему интерес когда-то проявлялся, но потух из-за нехватки времени и сил. То есть мы должны на время отвлечься от того, что всё время загружает наш мозг, и заняться другим делом, которое тоже имеет сложность решения. Ваше хобби из прошлого, например. И вы начинаете думать совершенно по-новому.
А как себя контролировать
Важный вопрос, как это контролировать. Как мы должны понять, что мы поднимаемся на ступеньку выше, ещё на ступеньку выше и ещё выше в своём развитии?
Есть три пункта.
1. Мнение друзей и близких. Это мнение людей, которым вы доверяете, которые могут сказать: «О, да, действительно ты изменился», «О, да, действительно это что-то новенькое, я от тебя это раньше не слышал». Такое мнение – это уже сигнал к тому, что с вами произошли какие-то изменения. Но не более. Потому что любой ваш товарищ, он не скажет детально, что в вас изменилось. Он видит определённого человека, эмоционально как-то воспринимает что-то новое, но не более того.
2. Самоконтроль. Так же, как на тренировках в спортивном зале. Мы чувствуем свои мышцы, и если перенапрягаемся, значит, надо ослабить нагрузку, но всё равно идёт развитие. И здесь такая же система. То есть если вы начинаете самосовершенствоваться, то вы видите, что вам теперь легко удается сделать, что-то сложное, чего раньше сделать не могли. И таким образом вы сами себя стимулируете для того, чтобы развиваться в том или ином направлении.
3. Контроль. Нужны какие-то цифры, показывающие степень вашего развития. Для этого существует тестирование. Но эти тесты должны показывать ваши достижения и ещё показывать те направления, в которых вам стоит развиваться. И тогда вы увидите своё развитие в динамике, а это тоже косвенный показатель развития вашего интеллекта.
Тестирование. Польза для оценки интеллекта
Именно здесь, в области развития интеллекта, вполне реальна помощь нашего Центра развития универсальных компетенций. Коротко: тестируются базовые и дополнительные навыки. Как проходить тесты и что они дают ещё кроме повышения интеллекта, посмотрите в отдельном ролике о навыках. Там я детально я рассказываю и об этих тестах, и том, как их проходить, и об их пользе для вас.
Сайт Центра развития универсальных компетенций РХТУ
У Центра развития универсальных компетенций на сайте РХТУ есть свои страницы https://www.muctr.ru/university/departments/cruk/info, там вы можете найти всё, что нужно. А в ролике, который посвящен именно тестированию, вы еще все это услышите и получите подробную инструкцию.
Выводы и польза
Сейчас главное понять эту связь между собственным развитием и интеллектом. Главное, для того чтобы у вас развивались способности и умение мыслить произвольно, нужно каким-то образом и себя развивать, и как-то контролировать своё развитие.
Для того, чтобы развивать, есть простые приемы, помимо вашей профессиональной деятельности и занятий спортом. А для контроля существует грамотное тестирование, которое есть у нас в нашем ВУЗе.
А пока спасибо за внимание, ждите других роликов на наши полезные темы.
С.В. Савинков