Связаться с приемной комиссией
Меню раздела
Основное меню
Игра как способ обучения долгое время ассоциировались с начальной школой. Однако в последние годы игровые технологии активно используются и в старших классах, и даже в вузах.
Геймификацией называют появление игровых элементов в неигровых процессах – например, в образовании. Элементы игры создают постоянную обратную связь, что, в свою очередь, позволяет корректировать поведение «игрока», помогает оптимизировать усвоение материала, повышает вовлечённость и позволяет за счёт повышенной вовлечённости постепенно усложнять и усложнять задачи – точно так же, как в обычной игре мы двигаемся от более простых уровней к более сложным. Игра помогает повысить мотивацию, а высокая мотивация помогает не спасовать перед сложным материалом. Реализация игровых элементов может быть разной; в конце концов, хорошие и плохие оценки или повышенную стипендию тоже можно расценивать как часть игры. Но обычно под геймификацией всё-таки понимают использование специальных цифровых технологий, характерных для компьютерных игр. Про геймификацию обычно говорят в связи с дистанционным обучением, где как раз нужна сильная мотивация (доля пользователей, успешно закончивших курс, обычно не превышает 7% от числа зарегистрированных на него). Однако элементы игры появляются и в обычных университетах. Чего можно ожидать от геймификации образования, рассказывает доктор химических наук Анна Щербина, проректор по науке РХТУ им. Д. И. Менделеева.
Анна Анатольевна, как вы думаете, насколько велика вероятность того, что настоящая геймификация образования с внедрением игровых форматов обучения станет реальностью?
На данный момент в современной образовательной системе преподавание в формате игры или квеста не воспринимается серьезно, однако мы уже движемся к серьезным изменениям. В образовательную практику входят новые форматы, и преподаватели активно начинают использовать мультимедийные ресурсы, вставая «на одну волну» с учениками. Кроме того, формат игры предполагает соперничество, а для подростков это сильная мотивация развиваться. Всегда стоит помнить, что игра – это не панацея. Только на играх невозможно построить процесс обучения. Полагаю, что необходимо использовать комплексный подход, сочетая академические теоретические знания, наработку практических навыков в эксперименте и современные приемы геймификации и мобильного обучения.
Как геймификация сочетается с онлайн-курсами, которые стали такими распространенными?
Постепенный переход пользователей на онлайн-платформы несет в себе массу плюсов: возможность учиться из любой точки мира в удобное время, выбирать себе курсы, исходя из личных интересов, а не заранее сформированного учебного плана, и т. п. Однако возникает проблема: свобода предполагает отсутствие контроля и расхолаживает студента. Геймификация работает по принципу соревнования и помогает поддерживать продолжительный интерес к учебе.
То есть процесс геймификации может успешно использоваться и в самообразовании? Можете привести пример успешно реализованных проектов?
Конечно, таких проектов множество. Самый очевидный пример – платформы и мобильные приложения для изучения иностранных языков. Есть проекты более широкого профиля – например, Лига знаний «Естественный интеллект». В основе тестирования лежит многоуровневая игра, построенная на рейтинговой системе. Участие в Лиге помогает расширить картину мира и лучше ориентироваться в естественнонаучных явлениях, с которыми каждый из нас сталкивается ежедневно. В процессе игры участник сможет не только определить свой уровень знаний по биологии, химии, физике, географии, но и, соревнуясь с другими участниками и набрав наибольшее количество баллов, получить главный приз – поездку на двоих в интерактивный научный музей в Германии. Это ли не мотивация?
Активное использование игрового процесса в образовании может привести к тому, что и этот формат станет для детей обыденным. На ваш взгляд, в чем состоит формула успеха?
Как говорится, все хорошо в меру. Поэтому формула успеха очень проста: соблюдайте баланс между традиционным подходом и современными технологиями.
Источник: Наука и жизнь