Top.Mail.Ru

Связаться с приемной комиссией

Меню раздела

Основное меню

Зеленый дайджест: что важно знать о расстройстве аутистического спектра

 Зеленый дайджест: что важно знать о расстройстве аутистического спектра

Каковы наши цели? 

Наши «зеленые» дайджесты посвящены устойчивому развитию и созданию общества, в котором будет комфортно всем. Мы уже публиковали материалы о том, как адаптироваться к учебному процессу и поддерживать себя в стрессовых ситуациях. Сегодня мы хотим поднять темы инклюзии, стигматизации и дискриминации. Каждый из нас уникален и важен вне зависимости от своих особенностей, диагнозов и потребностей.

О чём мы расскажем в новом выпуске? 

Апрельский дайджест будет посвящен нейроотличным* людям, в том числе имеющим расстройство аутистического спектра, потому что апрель — всемирный месяц информирования об аутизме. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2 апреля Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма, чтобы повысить осведомленность общества и способствовать принятию и признанию аутичных людей, а также их вклада в жизнь общества.

*Нейроотличность — это состояние, при котором работа мозга человека отличается от большинства других людей. Этот термин предполагает уход от патологизации и стигматизации психических расстройств. Нейроотличиями считаются: аутизм, СДВГ, расстройства обучения, синдром Туретта и др.  

Немного о РАС… 

Расстройство аутистического спектра — расстройство нейроразвития, характеризующееся постоянным дефицитом способности инициировать и поддерживать взаимное социальное взаимодействие и социальную коммуникацию, а также рядом ограниченных, повторяющихся и негибких схем поведения и интересов. Иначе говоря, аутичные люди иначе относятся к общению, потому что оно может вызывать тревогу, а для ощущения безопасности в повседневной жизни зачастую прибегают к регулярно воспроизводимым «ритуалам» — последовательностям бытовых действий.

…и о терминологии

Почему лучше использовать термин «расстройство аутистического спектра (РАС)», а не «аутизм» и «синдром Аспергера»? Спектр отражает степени выраженности тех или иных нарушений. В рамках одного диагноза люди могут существенно отличаться друг от друга. Например, они могут иметь нарушения интеллектуального развития и нет. Часть испытывают сильные перегрузки от сенсорных раздражителей (яркий свет, запахи, звуки) и для них даже поход в торговый центр — испытание, а другие испытывают нагрузку от устного общения и им необходима высокая степень ежедневной поддержки. Диагноз «Синдром Аспергера» выходит из употребления.  Кроме того, он имеет ряд негативных коннотаций: Ганс Аспергер проводил неэтичные исследования и был причастен к уничтожению «генетически непригодных» детей.

В России сейчас действует система классификации болезней МКБ-10, в которой есть только «детский аутизм», «атипичный аутизм», «синдром Аспергера». После достижения совершеннолетия устоявшейся практикой является постановка диагноза «шизофрения», что в корне неверно и усложняет получение необходимой помощи. В целом помощь аутичным взрослым и их поддержка в стране развиты недостаточно. Россия остановила переход на новую классификацию болезней МКБ-11, в которой диагноз един для всех — «расстройство аутистического спектра» (РАС) с нарушениями интеллектуального развития или без них.

Мифы и предубеждения

«Аутизм возникает от прививок»

Статья, опубликованная в 1988 году в медицинском журнале The Lancet, способствовала распространению этого вредного мифа. В ней Эндрю Уэйкфилд утверждал, что ослабленный вирус кори из вакцины вызывает воспаление в кишечнике, а впоследствии и аутизм. Позже Уэйкфилд был уличен в фальсификации исследования, его статья была отозвана из журнала, а его самого лишили права заниматься медицинской деятельностью. Также вероятные причины возникновения этого заблуждения — совпадение возраста, когда прививают ребенка и возраста, когда появляются первые явные признаки аутизма.

Было проведено множество исследований на больших выборках, в ходе которых связь между вакцинацией и аутизмом не обнаружена.

«Мальчики «болеют» аутизмом чаще девочек»

Количество диагностированных мальчиков действительно выше. Однако это связано с хорошо описанными в литературе признаками, характерных мальчикам. Есть предположение, что девочки лучше маскируют, скрывают симптомы. Кроме того, в обществе распространен стереотип: тихая девочка и активный мальчик — норма, наоборот — тревожный сигнал. Из-за этого многие девочки получают ошибочный диагноз в детском возрасте. Отсутствие диагноза и поздняя диагностика повышают риск развития депрессии, самоповреждающего поведения, расстройства пищевого поведения и других проблем с психическим здоровьем. Поэтому важно повышать видимость девочек и женщин в спектре аутизма.

«Аутичным людям без интеллектуальной недостаточности легко жить»

Нет, так называемые высокофункциональные аутисты могут испытывать ежедневные трудности. Например, человеку бывает сложно сходить в магазин из-за яркого света и шума или питаться разнообразно из-за неприятных для него текстур еды. Зачастую у аутичных людей также есть сопутствующие психические расстройства и соматические заболевания.

«Мы все немного аутичны»

Это обесценивающее выражение. Да, каждый человек может получить головную боль от сильных запахов или шумных разговоров. Однако это не делает его аутичным. Аутизм — врожденная особенность развития, диагностировать которую может только специалист. Если называть любого интровертного человека аутистом, это будет только способствовать распространению мифов об аутизме. 

«Человек, не смотрящий в глаза при разговоре, — аутист и не слушает»

Неправда. Нейроотличные люди, в том числе аутисты, могут успешно поддерживать диалог без зрительного контакта. Это связано с особым восприятием поступающей информации в их мозг. Смотря вдаль или занимаясь делами параллельно, нейроотличные могут лучше концентрироваться на разговоре. Аутичные люди могут поддерживать зрительный контакт усилием воли, чтобы соответствовать общепринятым нормам, и это будет одним из многих маскирующих действий, которыми часто наполнена их жизнь.

«Аутисты необщительны»

Несмотря на коммуникативные трудности, аутичные люди бывают очень общительными. Они могут живо и эмоционально рассказывать о своих увлечениях или поддерживать профессиональную беседу, но зачастую комфортнее для них вести беседу для небольшой аудитории слушателей.

«Аутизм можно вылечить диетой, дельфинотерапией и др.»

Нет, аутизм не лечится, это врожденная особенно развития. Называть аутизм болезнью некорректно. Одно из основных отличий болезни от расстройства в том, что у болезни есть начало, период протекания и конец.

«Аутист — это оскорбление»

Это не так. Существует два варианта, как говорить об аутичности:

Identity First Language
На первом месте стоит идентичность: «аутист» или «аутичная персона»

Person First Language
На первом месте стоит личность: «человек с аутизмом» или «человек с РАС»

Каждый выбирает, как ему комфортнее. У людей есть причины выбирать тот или иной вариант. Не бойтесь спросить, как к кому лучше обращаться. Стоит избегать формулировки «человек, страдающий аутизмом». По устаревшим психиатрическим взглядам, аутизм — это болезнь, от которой люди страдают и от которой необходимо лечиться. В этом понимании все аутичные люди — «ненормальны» и их нужно сделать «нормальными».

Как комфортно и этично коммуницировать с взрослыми аутичными людьми?

Если человек рассказал вам о своем диагнозе:

·     не нужно заставлять его смотреть в глаза или пытаться поймать взгляд;

·     используйте прямую речь без метафор, сарказма и экспрессивных жестов;

·     давайте ему письменные инструкции или дублируйте задачи в письменном виде после разговора. Аутичные люди медленнее обрабатывают информацию;

·     при планировании мероприятий закладывайте время на перерывы;

·     отнеситесь с пониманием к тому, что он может, например, носить шумоподавляющие наушники и использовать фиджеты (различные «антистрессовые» или «сенсорные» игрушки). 

Больше об общении и о работе с аутичными людьми на сайте. 

Кто помогает людям с нарушениями ментального и психического развития?

·     Благотворительный фонд «Антон тут рядом».

·     Фонд «Жизненный путь».

·     Инклюзивный культурный центр «ТВЕРСКАЯ 15».

·     Ассоциация организаций, созданных родителями и близкими детей с РАС.

·     Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ.

·     Фонд помощи детям и молодежи «Обнажённые сердца» – благотворительная организация, помогающая людям с аутизмом и другими нарушениями в развитии.

·     Фонд системной помощи людям с ментальными расстройствами «Каждый особенный».

Как поддержать?

  • Стать волонтером фонда. 
  • Сделать пожертвование в благотворительный фонд. Ежемесячные пожертвования помогают организациям планировать регулярную помощь подопечным. 
  • Купить вещи, сделанные аутичными людьми. Например, в https://shop-antontutryadom.ru , https://o-keramika.ru .
  • Сходить в инклюзивные кофейни, где работают люди с ментальными особенностями. Например, кафе «Разные Зерна» (ул. Трифоновская., д. и кофейня «Путь» (ул. Новокузнецкая, д. 18, стр. 1).
  • Пройти опрос. Цель исследования - выявить, какие элементы образовательного процесса наименее адаптированы для людей с РАС и какие формы поддержки были бы наиболее полезны для того, чтобы аутичные студенты могли наиболее комфортно и продуктивно обучаться. Опрос могут пройти те, кто получил высшее образование, получает его в настоящий момент или поступал в высшее учебное заведение, но не окончил обучение.

Тематические мероприятия

Что почитать и послушать?

  • Научно-популярный журнал «Аутизм — это».
  • Сайт Autistic City об аутизме, созданный аутичными людьми.
  • Авторские материалы от нейроотличных людей. Они, как никто другой, знают, как это — жить с ежедневными трудностями. Например, https://t.me/neurosetneu и https://t.me/nerdivergent .
  • 100 вопросов про аутизм.
  • Подкаст «Все не как все», который ведут люди с аутизмом и те, кто открывает мир для них. Каждый выпуск ведущие в студии обсуждают проблемы и явления, которые волнуют людей с РАС и тех, кто заботится о них каждый день.

Что посмотреть?

Хороших примеров репрезентации аутичных людей, особенно женщин, в кинематографе довольно мало. Стереотипными примерами являются главный герой «Человек дождя», Шелдон Купер из «Теории большого взрыва» и главная героиня «Амели». Собрали несколько фильмов с достойной репрезентацией:

  • фильм «Антон тут рядом»;
  • биографический фильм «Тэмпл Грандин»;
  • фильм «Увидеть невидимое»;
  • познавательный курс лекций «Аутизм и инклюзия: в Средневековье, ХХ веке и сегодня» от «Страдающего Средневековья» и фонда «Антон тут рядом»;
  • подборка фильмов.
«Ничего о нас без нас»

Опыт нейроотличных людей никогда не будет передан психиатрами и родителями лучше, чем ими самими.

Текст составлен аутичным сотрудником Менделеевского университета, отредактирован нейроотличными людьми.

Top