Как я провел лето: «Наноград». История Людмилы Раводиной

Как я провел лето: «Наноград». История Людмилы Раводиной

Путешествующий город будущего, мастер-классы по подводной робототехнике, Dance Your Ph.D., решение кейсов и защита проектов перед лучшими предпринимателями страны, – и все это про летнюю школу «Наноград». О том, как весело и продуктивно работать с детьми, рассказывает магистрант второго года обучения факультета нефтегазохимии и полимерных материалов РХТУ Людмила Раводина.

Летняя каникулярная программа «Наноград» от школьной лиги «РОСНАНО» – это точка, где объединяются образование, бизнес и наука. Каждый год в одном из регионов страны участники строят город, в котором работают мэрия, академия, мастерские, фестивальные и спортивные центры. Более 350 школьников и студентов, ученых и предпринимателей из разных городов России решают бизнес-кейсы, предоставленные крупнейшими компаниями на рынке наноиндустрии. Им даётся на это 10 дней.

О «Нанограде»

«Наноград» – это город-кочевник. Он возникает всего на 10 дней и никогда не останавливается в одном и том же месте. Впервые я оказалась в «Нанограде» в Москве ещё будучи школьницей. На следующий год школа была в Тольятти, потом – Саранске, Ульяновске, Сочи, Владивостоке. В этом году мы были в Ханты-Мансийском автономном округе.

Два года я ездила как школьник – в «Нанограде» нас называли стажерами, а когда поступила в университет – как куратор или мастер. Мастер – это педагог в летней школе. Им может стать и студент последних курсов, и научный деятель, которому есть чему научить школьников. Куратор руководит стажёрской площадкой, помогает решать кейсы и вообще находится с детьми 24/7.

Каждый год в один из дней мы отдыхаем – выезжаем на экскурсии по городу, осматриваем достопримечательности. В прошлом году во Владивостоке мы ходили в местный океанариум, мне безумно понравилось, наверное, это лучший океанариум, который я видела в жизни. В этом году мы путешествовали по Ханты-Мансийску.

Как устроен день «наноградца»

Утром мы смотрим новости на Наноград.TV. Потом у нас одна общая лекция и четыре лекции по выбору. К нам приезжают топовые бизнесмены, представители ведущих вузов, ученые. В этом году, например, была профессор Лервен Лю из Сингапура, которая рассказала о новых разработках в энергетике.

После лекций – работа над кейсом и мастерские. Задачи нам дают нанотехнологичные компании: Газпром, Лиотех, Хевел, Технопарк Идея, Нанолек, PICASO 3D, Оптиковолоконные системы. Компания предлагает школьникам решить задачу, для которой не может найти нестандартное решение.

Если решая кейс стажеры работают, то в мастерских они учатся. В этом году у нас было более 30 мастерских самой разнообразной тематики – от архитектурного бетона, где ребята из обычного бетона делали креативные и необычные вещи для дома, до 3D-моделирования и 3D-печати. Кураторы тоже могут ходить в мастерские. Я в этом году ходила на фотомастерскую и училась проявлять кадры в растворах. Еще были мастерские проектов. В одной из них ребята придумали, как в Ханты-Мансийском автономном округе ввести раздельный сбор мусора и что с ним делать. К концу смены они спроектировали завод, который бы перерабатывал весь мусор в округе. В мастерской ты можешь учиться у настоящих профессионалов своего дела.

Обязательно каждый день в программе есть спорт – теннис, шахматы, бег, тренажерный зал. Стажеры сами выбирают, куда ходить. После спорта – ужин и вечерние мероприятия. Но и они у нас проходят под грифом «Наука». В один из вечеров мы устроили чтение стихов – каждый участник выбирал стихотворение и зачитывал его со сцены, был Science Slam, научные фильмы о космосе и даже танцы.

Еще у нас был вечер Dance Your Ph.D. – танцевальный «пересказ» научной работы. Это течение зародилось несколько лет назад в Америке, а мы его адаптировали под наших стажеров. В этом году ребята танцевали протечку трубопровода и способы ее починки, другая команда показывала движение зарядов плюсов и минусов в батарее, и даже работу конденсатора.

Решение бизнес-кейсов – процесс поэтапный

Самая главная цель стажеров – решить кейс. В первый день мы с ребятами проводим игры на тимбилдинг. Все они из разных городов нашей страны и друг друга не знают. Поэтому сначала мы делаем все, чтобы команда подружилась.

Любой бизнес-кейс решается поэтапно. Первый этап – чтение задания. Здесь самое главное достичь понимания – что именно от нас хотят заказчики. Без этого ты начнешь искать решение совершенно другой задачи и потеряешь драгоценное время. А в «Нанограде» время – ограниченный ресурс. Иногда в правильной «расшифровке» задания нам помогают представители компаний. Следующий этап – анализ рынка. Мы составляем список конкурентов, сравниваем стоимость продуктов. Пытаемся понять, что в этой сфере уже сделано, чтобы не повторить существующую идею.

Третий этап – мозговой штурм. Мы просим ребят накидывать много идей, даже абсурдных. Главное – не молчать и не стесняться, потому что даже если твоя идея не реализуемая, она может вызвать ассоциации у других участников.

Затем мы выбираем идею, над которой будем работать. Мы называем её «красивая идея». И в этот период мы представляем нашу задумку внутренним экспертам. После утверждения идеи (или ее разгрома), мы либо придумываем что-то новое, либо начинаем ее прорабатывать.

Важный этап – это составить план маркетингового продвижения продукта. Мы придумываем, как его реализовать, определяем целевую аудиторию. Составляем смету на продвижение, придумываем новый логотип фирмы, буклеты, даже видео. На выходе мы должны показать экспертам полностью готовый продукт. Нас оценивают по трем критериям – техническое задание, маркетинг и реклама.

Все дело – в команде!

В этом году я была одним из кураторов команды «Косима». Мы решали кейс от компании «Косима» по разработке электродной матрицы для задач нейрореабилитации двигательных функции у людей, перенесших инсульт.

Нам прислали прототип, который имел ряд недостатков, связанных с гибкостью, долговечностью, строением. Мы должны были решить все эти проблемы – использовать другие материалы, поменять конструкцию. Мы ее полностью модифицировали и сделали удобнее для использования.

Все материалы, которые мы предложили, подобраны по физическим параметрам. На защите экспертам понравилась идея, они сказали, что попробуют поработать с каждым из предложенных нами материалов. В истории Нанограда есть примеры, когда компании использовали разработки стажёров, и их немало.

Эксперты. Кто эти люди?

Каждый год к нам приезжают эксперты из «РОСНАНО» и специалисты из компаний, которые подготовили кейсы для участников летней школы. В конце смены все 12 команд защищают перед ними свои проекты. Самые успешные участники выступают с презентацией перед главой АО «РОСНАНО» Анатолием Борисовичем Чубайсом. Каждый год он отсматривает проекты и задает совсем недетские вопросы – про экономику, технологию процесса, его стоимость, внедрение и другое.

Как попасть в «Наноград» школьнику…

Школьники могут участвовать в «Нанограде» после 7 класса. В моей команде самому младшему участнику было 14, самому старшему – 17 лет. Я сама впервые оказалась в летней школе после 10 класса.

В «Наноград» могут попасть только ученики школ-партнеров лиги «РОСНАНО». Школьники могут выполнить задания на сайте. За каждый конкурс начисляется определенное количество баллов. Причем, не только за победу, но и за участие, если работа была выполнена качественно. Конкурсы самые разные – от написания эссе до разработки бизнес-планов. Бывают химические, физические конкурсы, или конкурсы на создание инфографики. Из моей школы ежегодно было около 30 участников.

… и тем, кто немного старше

Куратором или мастером может стать любой студент. Нужно заполнить форму на сайте летней школы и пройти собеседование по Skype. Чтобы попасть в «Наноград» как мастер, нужно составить свою учебную программу.

….и совсем взрослым

Лектором в Нанограде может стать аспирант, магистр, которому есть что рассказать интересного о науке, профессор, доцент и ученый. Лекторов из РХТУ ещё не было, но я надеюсь, что скоро они тоже будут в «Нанограде».

Почему стоит летом поехать в «Наноград»

Прежде всего, для меня «Наноград» – это команда единомышленников, готовых менять этот мир, увлеченно чем-то заниматься, развивать нашу страну, предлагать новые идеи и стартапы. «Наноград» – это целая жизнь, которую ты успеваешь прожить всего за 10 дней. Это возможности, которые ты можешь реализовать. Благодаря «Нанограду», я нашла своё призвание в жизни, профессию, контакты, хорошую работу. Нередко бывшие участники летней школы приезжают уже со своими стартапами. И конечно «Наноград» – это путешествия. Благодаря этому городу, я побывала на острове Русский, в Ханты-Мансийске, и не думаю, что сама когда-нибудь туда попала бы.

В «Нанограде» создают такую атмосферу, в которой хочется учиться. Наши стажеры хотят узнать все. Когда у нас идут лекции, например, про новые открытые вещества, про различные процессы в головном мозге во время сна, ребята задают так много вопросов, что мы не укладываемся по времени и опаздываем на обед.

Я бы советовала поехать в эту летнюю школу, чтобы осознать, как много нового можно еще узнать, и как много можно успеть. Когда видишь успешных людей, которые горят своим делом, которые готовы вкладываться, чтоб оно состоялось, хочется тоже двигаться и искать свой вектор. Ведь, чтобы стоять на месте нужно бежать, а чтоб двигаться, нужно бежать ещё быстрее.

Top