Связаться с приемной комиссией

Меню раздела

Основное меню

Как я провел лето: Лаборатория химии лёгких элементов и кластеров ИОНХ РАН. История Никиты Фисенко

Как я провел лето: Лаборатория химии лёгких элементов и кластеров ИОНХ РАН. История Никиты Фисенко

Функциональные чернила, УМНИК и мечты о создании частного университета. О том, как упорство помогает в науке, рассказал студент второго курса Высшего химического колледжа РАН РХТУ Никита Фисенко.

Это лето Никита провел в лаборатории химии лёгких элементов и кластеров Института общей и неорганической химии Российской академии наук имени Курнакова. Вместе со своей научной группой он занимался созданием функциональных наночернил, которые позволят получить проводящие покрытия с помощью принтерных технологий.

Не падать духом, даже если что-то не получается

В 10 классе я совсем не планировал заниматься химией, а хотел изучать обществознание, историю, английский и после школы уехать в Чехию. Эти планы изменились летом перед одиннадцатым классом, когда я решил посоветоваться с преподавателями насчет выбора направления и мне порекомендовали пойти в технические науки. Тогда, поразмыслив над списком технических наук, я решил, что было бы интересно изучить химию. А позднее, пообщавшись с подругой-студенткой химфака МГУ, тоже захотел с первого курса пойти в институт Российской академии наук.

Вплоть до 11 класса химия мне совсем не давалась – контрольные я писал на двойки и тройки. Но это уравнивалось моими выступлениями на конференциях, за которые ставили оценки. В выпускном классе я твердо решил изучать химию, и начать пришлось с самых основ. Готовился я исключительно к сдаче ЕГЭ, а параллельно выполнял небольшие школьные проекты и участвовал с ними на конференциях, форумах и турнирах.

В 11-м классе я во второй раз оказался на Всероссийском химическом турнире школьников – олимпиаде третьего уровня, где за победу можно получить льготы при поступлении в вуз (поступление без экзаменов или 100 баллов по химии). И, неожиданно для себя, победил в личном зачете и получил возможность поступить в тот университет, который планировал (РГУНГ им. Губкина). Но чтобы засчитали олимпиаду, нужно набрать на ЕГЭ 75 баллов. Я набрал 74. В итоге, летом я оказался без подтверждённой олимпиады и с большим желанием уехать в Москву.

Именно так я и оказался на бюджете на факультете ИМСЭН-ИФХ РХТУ. В отличие от ВХК РАН, здесь как таковой научной работы первокурсникам не предоставляют, поэтому я решил попытать свои силы в ИОНХ РАН.

Как попасть в Российскую академию наук?

Я составил резюме, написал, что готов выполнять любую работу бесплатно и по выходным. Нашел контакты на сайте ИОНХ РАН и разослал резюме практически всем, кто был указан на сайте – от таких же студентов до директора института. Мне ответил замдиректора и сказал, что знает одну лабораторию, где я могу пригодиться.

На собеседование они мне объяснили, чем занимаются и что могут предложить, задали пару вопросов по химии и сказали приходить через неделю, начинать работу. Тогда же мне выдали тему исследований и стали присылать план работы на каждую неделю. В ответ я писал отчеты по проделанной работе. Когда получил первые результаты, начали появляться публикации – тезисы, заявки на конференции и прочие затеи.

Функциональные наночернила

Я работаю над прозрачными проводящими оксидами. ITO – это система оксидов индия-олова, которая обычно используется в виде тонких плёнок (толщина менее 1 микрометра), особенности материала в его прозрачности (более 90%) и электропроводности (сопротивление порядка 50 Ом/квадрат). Наша цель – создать функциональные наночернила, которые можно наносить с помощью печатных технологий на различные поверхности и получать проводящие покрытия.

Сейчас мы получили растворы алкоксоацетилацетонатов металлов для нанесения на различные подложки, провели эксперименты со стеклянными, кварцевыми подложками, даже наносили на газовый датчик. Проводимость получается хорошая, конкурентоспособная, но нужно двигаться дальше – в сторону доработки чернил для применения в принтерной печати. Для продвижения этой работы была написана заявка на конкурс УМНИК. Планируется, что финансирование с этого проекта позволит воплотить в жизнь идею с применением чернил в печатных технологиях. Если получится, мы получим первые на рынке функциональные чернила для формирования тонкоплёночных структур ITO.

Нашу научную группу возглавляют Николай Петрович и Елизавета Петровна Симоненко – кандидат и доктор наук. Также в неё входят: кандидаты наук Татьяна Симоненко и Артем Мокрушин, аспирант ИОНХ РАН Филипп Горобцов, студент 6 курса МИРЭА Влада Пожарницкая, студент 4-го курса ВХК РАН Илья Нагорнов и три студента факультета ИМСЭН-ИФХ – Маргарита Мальцева, Наиль Кадыров и Валентина Бочарова. Все мы работаем с наноматериалами, но каждый исследует своё направление: кто-то их использует в качестве компонентов альтернативных источников энергии, кто-то – для газовой сенсорики, а другие занимаются исследованием сверхтугоплавких веществ для гиперзвуковых летательных аппаратов.

Мои разработки могут применяться в различных устройствах – покрытия можно будет наносить как на гибкие подложки из полимеров, так и на «классические» подложки из стекла, кварца или керамики. Эти материалы обычно используют в устройствах, где требуется прозрачный проводник (электрод) – сенсорных экранах, LED/OLED дисплеях, электрохромных покрытиях, в газочувствительных датчиках, даже на стёклах для авиации и автомобилей – проводящий слой нагревается и устраняет обледенение.

О том, как совместить науку, каникулы…

Если хочешь выдающихся результатов, то и работать для этого надо на совесть. Учеба – это не про время, а про усилия. Будь то подготовка к выступлению на конференции или снятие спектров, фотографирование людей или работа в лаборатории – просто делай это лучше других, а перспективы появятся со временем. Каникулы – отличное время, чтобы поработать без спешки. Мне сложно воспринимать научную работу как «работу», скорее это хобби, которое приносит удовольствие.

Летом я старался все время проводить в лабе. В среднем я тут бывал по 5 дней в неделю и около 12 часов в день.

… и обучение

Этим летом я перевелся с ИМСЭН-ИФХ на ВХК РАН. В Высшем химическом колледже РАН Менделеевского университета работать в лаборатории намного удобнее – здесь лучшая теоретическая и практическая подготовка кадров, преподаватели из институтов Российской академии наук и МГУ. На этом факультете работа в лабораториях РАН обязательна с первого курса, для этого даже имеется специальный День научной работы. Если хочешь идти в РАН или НИИ после окончания университета, то обучение на ВХК РАН даст к этому лучшую подготовку.

О будущем и мечтах

В ближайшей перспективе хотелось бы выиграть грант УМНИК, опубликовать две статьи – по газочувствительным свойствам ITO и по получению проводящих структур из прекурсоров на основе алкоксоацетилацетонатов металлов. Этой осенью предстоит еще четыре конференции. Сейчас, конечно, все мысли направлены на разработку метода получения функциональных чернил для применения в принтерной печати.

Если говорить о более далёких планах, то хотелось бы повысить уровень английского и попробовать себя на международных конференциях, а летом побывать на стажировке в Южной Корее, США или Японии, потому что здесь наиболее активно ведется работа по моей теме.

Если говорить о большой мечте – то это создание частного университета по подобию Стэнфорда, где можно было бы учесть ошибки «классических» вузов. Хочу реализовать идею с гибким, индивидуальным учебным планом, где расписание будет основано на выборе из большого количества спецкурсов.

Зачем заниматься наукой – размышления студента второго курса

Занятие наукой развивает мозг, помогает тебе чувствовать себя живым и полезным. В науке перед тобой открыты все дороги: можно заниматься фундаментальными исследованиями, можно уйти в коммерцию или разрабатывать проекты для нее. Ты сам себе хозяин.

Мне кажется, что в науке ты можешь себя показать в полной мере: как дизайнер, когда готовишь стенды к конференции, как оратор во время участия в форумах, как инициативный предприниматель во время кооперации с другими организациями. Здесь есть всё, и мне это нравится. Раньше я не думал об этой сфере, вопрос «Ты хочешь быть инженером-технологом или ученым?» прозвучал в голове только тогда, когда я поступил в РХТУ. Я решил – ученым. Во что это выльется – неизвестно, но оттого и интереснее.


Фото: Никита Фисенко 

Top