Связаться с приемной комиссией

Меню раздела

Основное меню

Выпускница РХТУ о том, почему химики – это страшные люди, как удобнее ночевать в лаборатории и почему стереотипы об ученых больше не работают

Выпускница РХТУ о том, почему химики – это страшные люди, как удобнее ночевать в лаборатории и почему стереотипы об ученых больше не работают

Четыре месяца назад студентка ИМСЭН-ИФХ Анастасия Евстигнеева защитила дипломную работу и стала дипломированным инженером в области химии редких элементов и наноматериалов на их основе. Ее специализация – переработка отработанного ядерного топлива. В тексте выпускница РХТУ рассказывает, как важно вдохновение для научной работы, и сложностях, с которыми сталкиваются выпускники (и нет, с трудоустройством как раз все в порядке).

Химики – это страшные люди

Да, никакой ошибки нет. Химики – это страшные в своей универсальности люди. Почти во всех фильмах о супергероях главный герой или злодей связан с химией. И этому есть логичное объяснение: дело в том, что химики – одни из самых универсальных людей на планете. Каждый химик должен разбираться в законодательстве, уметь составлять договор и, самое главное, писать статьи. Причем, как в публицистическом, так и в научном стиле. И это только про гуманитарные науки. Каждый химик умеет читать чертежи, проектировать производство, рассчитывать напряжение и сопротивление материалов и программировать.

Промышленность – наука

У начинающего химика есть два пути – наука или промышленность. Мне было очень трудно выбрать между ними. Когда я только начинала учиться, мне было важно делать что-то руками, поэтому я очень хотела работать на заводе. Я с большим воодушевлением слушала рассказы друга, который работал на заводе по изготовлению детского питания. Меня восхищало, что всего одно его слово о том, что какой-то показатель превышает норму, может заставить целый завод снять партию с производства.

Спустя время – когда мы начали делать научную работу в университете – я захотела заниматься производством керамики. В это время я работала с диоксидом циркония. Мне казалось невероятным делать оболочки для тепловыделяющих элементов. И я на полном серьезе хотела ехать работать на единственный завод в России, который производит ядерно-чистый цирконий. Но потом меня просто покорила работа в лаборатории.

Будете ночевать в лаборатории – возьмите плед

В лаборатории мы часто экспериментируем. Любой эксперимент – это новое знание. Каждый раз вы будете читать статьи, изучать новые методы и иногда даже сами собирать установки из подручных материалов. Например, в своем дипломе я описывала эксперименты на стеклянных и металлических воронках, а когда их сломали мои коллеги по лаборатории, научный руководитель сделал из двух пробирок для центрифуги новые воронки, и работали они не хуже оригинальных.

Мне настолько понравилось заниматься наукой, что в какой-то момент я поняла, что готова ночевать в лаборатории. Однажды так и произошло. Цикл по спеканию керамики, за которым мне нужно было следить, длился больше 28 часов. И после целого дня стажировки, мне пришлось бежать в лабораторию, вооружившись пледом, печеньем и ноутбуком. Спала я тогда под тремя халатами, потому что было очень холодно.

Стереотипы – это миф

У старшего поколения существует стереотип, что путь науки – это путь бедного ученого. И раньше это действительно было так. Но в 2016 году была разработана стратегия научно-технологического развития России. В ней определили ключевые вызовы для развития российской науки. Если раньше ученые, перед тем, как начать свое исследование, задавали себе вопрос: что же я узнаю, и упор делался на фундаментальные знания, то согласно этой стратегии ученые должны задать себе вопрос: как я смогу это реализовать в промышленности. И, на самом деле, это снимает вопрос выбора между промышленностью и наукой. Потому что теперь исследования, которые идут в промышленность и помогают производству, хорошо спонсируются. Это дает надежду, что российская наука станет ключевым драйвером развития нашей страны

Студенчество – это время свободы

Во время студенчества в рамках выбранной вами профессии вы можете попробовать себя в любой специальности. И помогут вам в этом стажировки и практики. Почти все студенты во время учебы начинают работать. Так почему бы сразу не получать полезный опыт и знания по своей профессии, за меньшие деньги, но с гораздо большей пользой для себя?

Мне было интересно посмотреть на лаборатории в НИЦ «Курчатовский институт» ИРЭА. Посмотрела. И осталась там сначала на практику, потом на стажировку. Занималась печатью керамики на 3D-принтере. Мы привыкли, что с помощью таких принтеров можно напечатать полимерные модели, но в «Курчатовском институте» доказали, что печатать можно и керамикой.

В итоге, стажировка помогла понять, что мне нравится, и действительно полюбить свою профессию.

Сила ученых – в глупости

Хочу поделиться с вами секретом любви к науке. Около года назад я наткнулась на интересное эссе финансиста Мартина Шварца. Он писал, что ученым нравится исследовать что-то новое, потому что так они могут почувствовать себя глупыми. Это может быть не его тема, это может быть область, о которой вообще никто ничего не знает. И поэтому ученый начинает изучать новый материал, и чувство глупости или незнания чего-то добавляет ему мотивации.

После окончания университета я должна была чувствовать себя дипломированным специалистом, инженером, то есть чувствовать себя умным человеком. На самом деле – все, что я чувствовала, это недостаток знаний, – и это несмотря на то, что во время учебы нам дали огромное количество полезной информации. Но я осознавала, как много всего я еще не изучила. И мне хотелось учиться.

Тяга к знаниям – это то, что толкает всех ученых развиваться и искать что-то новое.

В науку – через вдохновение

Во времена учебы в школе я очень любила посещать дополнительные кружки и секции. Но, когда я поступила в университет, то решила, что буду заниматься только учебой. Меня хватило ровно на две недели. Потом меня затянул Клуб студенческого творчества, где мы занимались организацией Мистера и Мисс РХТУ, Посвящения в студенты и других мероприятий. Снова отказаться от всех дополнительных занятий я решила во время написания диплома. В этот раз я продержалась месяц, но он стал для меня показательным. Если раньше я просто летела в лабораторию, чтобы потом сразу бежать на репетиции, то теперь я поняла, что мне даже не хочется заниматься наукой.

Как только я осознала, что мне не хватает вдохновения, мне просто «снесло голову». Я взялась за организацию самого трудного мероприятия университета Мистера РХТУ, пошла в университетский театр, приняла участие в первом студенческом Science Slam РХТУ. Это была работа на пределе моих возможностей. Да, было трудно. Но я чувствовала себя безумно счастливой, мне снова хотелось бежать в лабораторию к 8 часам утра, чтобы уходить оттуда в 9 вечера и бежать на репетицию.

В итоге я стала студентом года Москвы-2017, лауреатом всероссийского этапа этого же конкурса, победителем второго Science Slam РХТУ, и получила много призовых мест на разных конференциях. Моя студенческая жизнь была настолько яркой и насыщенной, что даже сейчас, уже официально закончив обучение, я продолжаю играть в студенческом театре и помогаю организовывать мероприятия.

Главное – это найти ту самую профессию и то самое хобби, которые бы вместе образовали настоящий синергетический эффект.

Top