Top.Mail.Ru

Связаться с приемной комиссией

Меню раздела

Основное меню

Музыканты РХТУ им. Д.И. Менделеева и Московского метрополитена завершили съемки совместного киноклипа «Оратория-месса. Сны о метро»

Музыканты РХТУ им. Д.И. Менделеева и Московского метрополитена завершили съемки совместного киноклипа «Оратория-месса. Сны о метро»

Академический большой хор РХТУ имени Д.И. Менделеева и Академическим хор Московского метрополитена объединились и открыли новое «химическое» соединение - «Оратория-месса. Сны о метро». Это первый в мире полнометражный киноклип на музыку и текст настоящей мессы (месса (от лат. missa)- католическая литургия), в процессе создания которого исполнители были погружены в секретные объекты московского метро.

Съемки киноклипа проходили в Римско-католическом соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, в закрытых локациях метро (депо, туннели, башни, машинные отделения эскалаторов...) и в технопарке РХТУ «Менделеев центр».

 

Помимо коллективов хора, в проекте также приняли участие звезды музыкального театра «Геликон-опера», Софийской государственной оперы и Большого симфонического оркестра РГУ им. Косыгина (институт «Академия имени Маймонида»), возглавляемый Народным артистом России дирижером Владимиром Понькиным.

Полнометражный киноклип «Оратория-месса. Сны о метро» создан на музыку композитора Анджея Марко и повествует о жизненном пути человека в контексте времени, места и общества, в котором он находится. Этот фильм – диалог между духовным и материальным, где духовное выражается через музыку и визуальные образы, а материальное - через архитектуру подземного метро и Римско-католического собора. Московский метрополитен сам напоминает грандиозный подземный собор – уникальное пространство, которое соединяет в себе земное и небесное. Ни в одном метрополитене мира нет такого количества артефактов и подлинных исторических срезов, поэтому каждая станция – это отдельная капсула времени со своей историей, атмосферой, тайнами и легендами.

Авторы и исполнители «Оратории-мессы» поделились историей создания этого масштабного проекта.

 

Борис Тараканов, автор оригинальной идеи, сценарист, режиссер, второй дирижер проекта:

- Уже более двух лет мы работаем над проектом, пожалуй, первого в мире полнометражного киноклипа на основе духовной музыки, пытаясь совместить «небесное», «земное» и «подземное» – в контексте Московского метро. Хотя, любой клип в принципе не может быть полнометражным, но мы решили, что у нас – будет. Да, киноклип! Практически музыкальный фильм-концерт на самую настоящую мессу, которую сочинил мой друг, композитор Анджей Марко. Произведение было написано им для солистов, большого хора и симфонического оркестра в 2002 году – по заказу силезских шахтеров и строителей Варшавского метрополитена. Представьте, получилась настоящая классическая латинская месса, НО! Музыкально соотносящаяся со стилями и манерой... киномузыки 70-х годов прошлого века. Да-да, вы не ослышались. На текст канонической мессы фактически был написан грандиозный саундтрек, который уже с первых аккордов требовал визуализации.

– Это произведение уже исполнялось в России?

- Да, в России оно было исполнено трижды – первый раз в 2019 году под землей, в рамках нашего проекта «Опера в метро». Второй и третий раз – в Римско-католическом соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве – с прямой трансляцией по Радио Ватикана, параллельно велась фондовая запись для последующих трансляций. Представьте себе уровень исполнительской ответственности, учитывая охват этого СМИ по всему миру! Отзывы на этот концерт в Соборе были смешанными. Не все восприняли и оценили сочетание двух дирижеров – один перед оркестром, другой перед хором... Но эта практика работы с большими составами абсолютно оправдала себя еще на концертах в метро.

– Как появилась идея экранизации этой музыки?

- Музыка Анджея Марко наполнена талантливым и тонким мелодизмом. Помню, как я в конце июля 2021 года получил от благотворительного фонда «Искусство добра» фонограмму нашего концерта, записанную по настоящим европейским стандартам. Оседлав велосипед, я включил ее с телефона в наушниках, и по дороге вдруг понял, что этот материал обязательно должен ожить на экране! Причем – в новом измерении. Именно тогда я придумал набросок сценария, о чем тут же сообщил Антону Федорову – моему старинному другу, куму, соавтору и главному хормейстеру Хора РХТУ, моей Правой Руке во всех отношениях. Не скрою – сначала Антон начал крутить пальцем у виска. Потом перестал – рука устала. Можно понять – ведь именно на него первого ложатся все составляющие любого моего проектного бреда. А потом... Потом глаза его загорелись творческой заинтересованностью и беседа полилась! Мы сразу решили назвать наш фильм «Сны о Метро», погрузив исполняющих ее солистов и хор в некие «сновидения о том, что не сбудется никогда...» Очаровательное сопрано в своих исполнительских грезах вдруг становится кассиром метрополитена. Обаятельный тенор – машинистом (ну, а кем же еще, ведь это движущая сила столицы!) Колоритный бас – брутальным эскалаторно-туннельным рабочим. А меццо... наше потрясающее болгарское меццо-сопрано пусть будет... пусть она будет... О! Пусть будет диспетчером по распределению поездов метро!

– Весьма неожиданно, но куда же вы в таком случае дели хор? Ведь в любой мессе у него серьезная роль

- Хор, понятное дело, явление массовое. Фактически, это ОПГ. Организованная певческая группировка. Так что его прямая роль – это и пассажиры, и работники метро, просто прохожие, соучастники какого-нибудь химического эксперимента, который проведут наши солисты, неожиданно превратившись во всемирно известных ученых-химиков... И в ходе их экспериментов обязательно должны происходить какие-нибудь химическо-магические реакции, в результате которых на глазах у зрителя должно что-нибудь кристаллизоваться или закаляться. Извините, у руководителя хора главного химического вуза страны по химии когда-то еле-еле «нарисовали» тройку: «Тараканов, дай определение насыщенного раствора! – Э-э... А! Ну это... это когда... ну, больше не лезет. – Молодец. Садись. Два!» Как махровый гуманитарий я воспринимаю химию до тех пор, пока в нее не начинают добавлять буквы, цифры, скобки и странные слова – от этого я впадаю в режим «беспомощного созерцания», поймите меня. В общем, с моими и Антоновыми столь фундаментальными познаниями в химии мы пришли к выводу, что кристаллизоваться и закаляться должны... витражи станции метро «Новослободская». Ведь для настоящего чуда в любую реакцию достаточно добавить химический элемент под названием «Хор», так что алхимию – в массы! Этот номер Оратории так и назван: «Gloria. Сотворение витражей». К нему добавлен знаменитый афоризм, кем-то приписанный великому Ломоносову: «Широко простирает химия руки свои...» А помог нам в этой идее Медиа-центр Московского транспорта – его специалисты тщательно отрисовали процесс формирования знаменитых витражей и результат подарили нам. Так что именно Хор буквально пронизывает все пространство фильма.

Продолжение интервью, а также истории остальных участников проекта можно прочитать на сайте.

Top