Связаться с приемной комиссией
Меню раздела
Основное меню
В понедельник,14 августа, на одной из АЗС города Махачкалы произошёл взрыв, мощность которого составила 35 тонн в тротиловом эквиваленте. По сообщениям СМИ, место первоначального взрыва находилось в автосервисе, но позже пожар распространился на АЗС, где сдетонировали две цистерны с топливом. Площадь пожара составила 600 квадратных метров, его потушили через три часа.
Событие привело к широкому общественному резонансу, средства массовой информации дважды прибегали к комментарию специалистов кафедры техносферной безопасности РХТУ им. Д.И. Менделеева. Даниил Булушев, научный сотрудник кафедры техносферной безопасности РХТУ им. Д.И. Менделеева, дал свой комментарий телеканалу «Россия-1». Фрагмент беседы вышел в вечернем выпуске новостей канала 17 августа.
Журналисты ВГТРК интересовались областью знаний, связанной с химической природой аммиачной селитры и ее конкретными свойствами, благодаря которым она находит широкое применение в производстве простейших промышленных взрывчатых веществ. В развернутом комментарии Даниил рассказал сотрудникам телеканала о том, почему аммиачная селитра не классифицируется как самостоятельное взрывчатое вещество, но при этом на ее накопление и хранение существуют специальные требования безопасности; почему при одновременном выполнении некоторых условий доступный каждому и внешне кажущийся безопасным компонент сельскохозяйственных удобрений способен привести к трагедии с большим количеством человеческих жертв и рассказал о том, каким образом публичное освещение нарушений требований безопасности поможет снизить возникновение подобных инцидентов в будущем.
Даниил Булушев:
«Аммиачная селитра более известна как повсеместно применяемое азотное удобрение. Процесс получения экономически обоснован, хорошо изучен и масштабирован на крупнотоннажные производства с соблюдением всех требований безопасности химически опасных производственных объектов. За счёт своей химической природы, аммиачная селитра обладает высокой окислительной способностью, благодаря чему и нашла своё применение в получении простейших смесевых взрывчатых веществ, в которых аммиачная селитра смешивается с углеводородным топливом, образуя систему “окислитель - горючее”, способную к взрывчатому превращению. Отдельно аммиачная селитра не представляет большой угрозы для безопасности окружающих при условии хранения в соответствии с требованиям безопасности ГОСТ 2-2013 и СП 92.13330.2012.
Хранение аммиачной селитры в течение продолжительного времени на складах, не предназначенных для этого, увеличивает риск возникновения неблагоприятной ситуации прежде всего из-за физико-химических свойств аммиачной селитры. Несмотря на заводскую обработку аммиачной селитры антислеживающими агентами, из-за своей гигроскопичности (крайне активной способности поглощать водяной пар из воздуха), аммиачная селитра теряет свои товарные свойства и превращается в единую кристаллическую массу со сниженной энергией активации и, соответственно, сниженной стабильностью. Дополнительно, товарное соседство аммиачной селитры с некоторыми веществами как органического, так и неорганического происхождения может приводить к загрязнению аммиачной селитры и, как следствие, к снижению температуры разложения с увеличением разрушительного потенциала смеси. Важно отметить, что скорость разложения в коротком температурном промежутке от 150 до 270 градусов по Цельсию изменяется на четыре порядка(!).
Относительно ситуации, произошедшей в Дагестане, причина детонации аммиачной селитры укладывается в официальную версию, которую преподносят СМИ и не только не противоречит вышеизложенному, но и дополняет. Нахождение склада с аммиачной селитрой вблизи объекта ТЭК сравнимо с игрой со спичками, сидя верхом на пороховой бочке. Для нас, как специалистов в области техносферной безопасности, важно анализировать, обсуждать и привлекать внимание общественности к освещению подобных трагедий, чтобы в дальнейшем сводить к минимуму потенциальные трагические события».
20 августа, в недельном выпуске программы «Время» на Первом канале Александр Шушпанов, доцент кафедры техносферной безопасности РХТУ им. Д.И. Менделеева, также прокомментировал происшествие. Журналистов интересовали более прикладные по отношению к печальному событию вопросы, в частности, они попытались уточнить оценочный объем хранящейся на складе селитры, узнать, характерно ли образование воронки для взрывов такого типа и могли ли на складе храниться другие вещества, помимо селитры? Немаловажными были также вопросы о том, была ли трагедия вопросом времени, или её можно было избежать и как так вышло, что в сети появились фото и видео, на которых были показаны практически целые мешки с селитрой?
Александр Шушпанов:
«Анализ инцидента «по воронке», снятой не очень точно, в странных ракурсах, без действительных размеров и без некоторых дополнительных переменных в уравнении, например, характеристик грунта, прочностных характеристик конструкции, и т. д. — не очень осмысленное занятие. Единственное, что можно точно сказать — «сотни тысяч тонн», о которых пишут в сети, конечно, сильно завышенная цифра. Имеет смысл говорить о сотне, может быть, сотнях тонн. Воронка — вполне характерна. Для сравнения — в 2001-м году во Франции взорвался склад завода с селитрой, там было от 300 до 400 тонн, воронка была довольно похожей, но «похожее» — это бытовое суждение. Без конкретных данных мы можем рассуждать только на этом уровне. О других веществах просто по воронке судить нежелательно. С самой воронкой на месте должны поработать эксперты.
Насчет характеристики селитры довольно подробно сообщил мой коллега. Ее взрывоопасность с одной стороны — широко изученный аспект, с другой стороны новые исследования продолжают выходить до сих пор. Удобрение, относительно несложно получаемое химическим синтезом, благодаря которому человечество вполне успешно борется с голодом и неурожаем. К сожалению, вещество не очень стабильно и при неправильном хранении и обращении может натворить бед. Мы с точки зрения техносферной безопасности всегда оцениваем риски, и если бы нам предложили спроектировать или оценить безопасность какого-то похожего решения, мы бы указали, что смежность с автосервисом — плохая идея. Сама по себе селитра достаточно опасна, а будучи загрязнена примесями, может быть гораздо опаснее. Хранить её рядом с автосервисом — дело вообще печальное, постольку поскольку будучи смешанной в некоторых пропорциях, скажем, с дизельным топливом, даёт нам взрывчатое вещество достаточно высокой мощности, оно детонирует. Не взрывается, а детонирует, есть некоторая разница между этими процессами. Детонация — это гораздо хуже, чем просто взрыв. Тем не менее, взрывчатое вещество это промышленное, широко применяется, скажем, в карьерах и шахтах, но соблюдаются все требуемые меры безопасности и предосторожности — и оно вполне безопасно при правильном обращении.
Насчет неповрежденных мешков с селитрой – это точно вопрос к экспертам на месте. По тем видео, которые видел я, не очень понятно, где это снято, как это снято, в какое время, то это место или не то, поэтому я от полновесного комментария бы воздержался. Могу сказать только, что бывает при таких ситуациях всякое, только в расчетах мы исходим из того, что прореагирует, взорвется вещество все, какое есть, но в реальности так почти не бывает. Тем не менее, считаю, что на мешках и упаковках, косвенно побывавших в инциденте, должны быть следы ожогов, копоти, они должны быть деформированы и сброшены с поддонов, разорваны, чего на указанных видео не наблюдается».
Краткость телевизионного формата не позволила продемонстрировать в эфире комментарии полностью. Однако полные версии комментариев экспертов РХТУ с техническими подробностями будут интересны как студентам, обучающимся по направлению «Техносферная безопасность», так и студентам других специальностей и направлений подготовки Менделеевского университета.