Связаться с приемной комиссией

Меню раздела

Основное меню

Что общего между Останкинской телебашней и РХТУ им. Д.И.Менделеева?

В этом году Останкинской телевизионной башне исполняется 50 лет. Самое высокое сооружение в Европе, оно стало символом наших достижений в строительном материаловедении. Именно после строительства Останкинской телебашни высотные сооружения во всем мире стали строить преимущественно из железобетона, а не из стали.

Однако, что же общего имеет Останкинская телебашня и РХТУ им Д.И. Менделеева?

Стройный, плавно сужающийся вверх ствол телебашни на самом деле построен из двух совершенно различных материалов: 385 метров – несущий железобетонный ствол и еще 155 метров – стальная антенна. Да еще массивная железобетонная плита под башней, служащая её основанием и не дающая ей превратиться во вторую Пизанскую башню.

Проектирование и подбор состава бетона для строительства Останкинской телебашни было поручено Центральной лаборатории высотных и специальных сооружений Всесоюзного научно-исследовательского и проектного института Теплопроект Минмонтажспецстроя СССР под руководством кандидата наук Тринкера Бориса Давыдовича. Именно он роднит Останкинскую башню с нашим университетом.

     

Дело в том, что Борис Давыдович Тринкер – выпускник нашего института. В 1939 году он с отличием закончил факультет химической технологии силикатов Московского химико-технологического института им. Д.И.Менделеева по специальности «Технология силикатов», а в 1955 году защитил кандидатскую диссертацию, выполненную под руководством заведующего кафедрой химической технологии вяжущих материалов профессора Юнга Владимира Николаевича.

     

Перед коллективом лаборатории, возглавляемой Б.Д.Тринкером, стояла чрезвычайно трудная задача: как обеспечить долговечность бетона? Бетон – это «живой» материал, он изменяет свои свойства в течение всей своей «жизни». Причем иногда, особенно под воздействием внешних факторов, таких, как вода, кислые газы, низкие температуры и т.п. его свойства, главным образом, механическая прочность, могут быстро ухудшиться, вплоть до полного разрушения материала. Происходит это вследствие того, что бетон представляет собой капиллярно-пористое тело. Именно через капиллярные поры коррозионно-активные реагенты проникают в тело бетона, вызывая его разрушение. Однако получить бетон, не имеющий капиллярных пор, практически невозможно.

Именно Б.Д.Тринкер, один из первых в СССР, обратил внимание на то, что добавки некоторых поверхностно-активных веществ, позволяют уменьшить содержание воды в бетонной смеси при сохранении её пластичности, необходимой для укладки смеси в форму. А раз меньше воды в бетонной смеси, то и меньше капиллярных пор в затвердевшем бетоне. Именно это решение было положено в основу технологии пластифицированных бетонов, использованных при строительстве телебашни.

В 1952 году вышла в свет книга Б.Д.Тринкера «Применение пластифицированного цемента и пластифицирующих добавок к бетону». В те времена специально синтезированных пластификаторов для бетонов не существовало, а в качестве них использовались отходы целлюлозно-бумажной промышленности – сульфидно-спиртовая барда (ССБ), сульфидно-дрожжевая барда (СДБ) и технические лигносульфонаты (ЛСТ). Однако они сильно замедляли твердение цемента и бетона. Поэтому для ускорения твердения цементов и бетонов, помимо добавок – пластификаторов, стали применять и химические добавки – ускорители твердения цементов. Именно об этом говорится в диссертации Б.Д.Тринкера под заголовком «Влияние поверхностноактивных веществ и электролитов на процессы твердения и морозостойкость бетона».

Однако оказалось, что добавки ПАВ и электролитов лучше сочетаются не с любым цементом, а с так называемыми низкоалюминатными цементами. Использование для получения бетонов низкоалюминатного портландцемента в сочетании с пластификаторами и электролитами позволяет получить прочный, низкопористый материал, обладающий высокой коррозионной стойкостью и долговечностью. Перед использованием для строительства Останкинской телебашни такой бетон был опробован при строительстве портовых сооружений в г. Находка и зарекомендовал себя с самой лучшей стороны.

В тело Останкинской телебашни было уложено более 24 тысяч кубометров бетона, приготовленного на основе цементов Волковысского и Себряковского цементных заводов, гранитного щебня Клесовского карьера Украины, песка Татаровского месторождения Подмосковья. Последний кубометр бетона был уложен в основание площадки для крепления металлической антенны 15 сентября 1966 года.

     

Во время строительства постоянный контроль за качеством бетона, его укладкой и уходом за ним вела группа инженеров и лаборантов, возглавляемая Б.Д.Тринкером. Он и сам часто поднимался на строящуюся башню, контролируя ход строительства. А при неработающих лифтах это было совсем непросто: подниматься или опускаться по наружной лестнице из обычных металлических скоб, да еще опускать с собой массивные формы с контрольными образцами бетона.

          

Останкинская телевизионная башня и сейчас гордо возвышается над Москвой, превышая рост самого высокого небоскреба в Москва-Сити. За прошедшие годы бетон, из которого она построена, ничуть не постарел, разве что стал чуть более шероховатым.

Принципы, заложенные при проектировании бетона для останкинской телебашни, применяются и сейчас при строительстве сооружений, высота которых почти в три раза превышает высоту Останкинской башни. Конечно, это совсем другие материалы: используются специальные синтетические ПАВ, микро- и нанонаполнители, специальные цементы. Недаром их зовут UHPC – бетоны с экстремально высокими свойствами. Но старшая сестра этих сооружений – Останкинская телебашня – простоит еще много десятков лет как символ достижений наших ученых и строителей.

Зав. кафедрой химической технологии композиционных и вяжущих материалов
РХТУ им. Д.И.Менделеева, к.т.н. С.П.Сивков

Top