Связаться с приемной комиссией
Меню раздела
Основное меню
Доцент кафедры техносферной безопасности Инженерного химико-технологического факультета, к.т.н. Александр Шушпанов рассказывает о том, зачем химику математика, что происходит в пространстве между двумя научными направлениями, чем занимаются современные специалисты по техносферной безопасности и причем тут квантовые вычисления.
- Расскажите, пожалуйста, о факультете. На какие направления подготовки планируете набирать самых талантливых ребят в этом году?
Наше направление подготовки называется «Техносферная безопасность». Есть бакалавриат, магистратура, аспирантура и с недавнего времени – СПО (среднее профессиональное образование) на базе 11 класса. Для поступления на бакалавриат нужно хорошо сдать математику, химию и русский язык.
Начиная с этого года, можно вместо химии сдать физику. Определенный смысл в этом есть. Для хорошего химика важны хорошие знания математики и физики. Нет математики – нет и физики, нет физики – нет физической химии, а она лежит в основе многих других “химий” – коллоидной, квантовой и т. д.
- Где сегодня находится научный фронтир в вашей области? Какие самые интересные темы исследований?
- Наверное, начать стоит с небольшой преамбулы о том, зачем мы вообще нужны, а потом плавно перейти к фронтирам. Факультет у нас инженерный, а университет технологический, мы ориентированы на инженерное образование. Спросите любого человека, и он уверенно скажет, что инженер – это тот, кто что-то создает. Но гораздо правильнее было бы сказать, что настоящий инженер – тот, кто создает не только эффективные, но и безопасные решения. Любой может построить дом – но только инженер построит его так, что он не обрушится.
То же можно сказать и о химии. Многие могут воплотить технологический процесс, но сама культура безопасности в нём часто становится вопросом, которым пренебрегают. Есть много историй о решениях, которые поступали в производство и промышленность, нормально работали тысячу раз – но на 1001-й раз что-то пошло не так и, например, привело к аварии, в которой пострадали люди. На самом деле эта уязвимость существовала с самого начала, все было предопределено, а тысяча раз, когда «обошлось» — это была удача. Банально просто везло.
Наши фронтиры – создание безопасных технологических регламентов (иногда для производств, аналогов которым раньше не было), анализ производственных рисков при помощи новейших программных продуктов, поиск и внедрение методик для решений в области экологической безопасности, разработка современных составов огнезащиты и многое другое.
Есть такое понятие – «межнаучный зазор». Вся самая «фронтирная» наука сегодня находится в пространстве между разными дисциплинами. Мы ничем не отличаемся в этом плане и тоже используем новые подходы к решению классических задач, разрабатываем новые методологии для новых производств, изучаем потенциал цифровизации различных решений.
- Куда в основном идут работать выпускники ТСБ?
- Наши выпускники всегда востребованы. Мы видим их и на производствах, и в лабораториях, и среди разработчиков технических регламентов. Они работают как в отделах охраны труда, которые есть как в любой организации, так и в лабораториях, где проводится анализ пожаровзрывоопасности различных материалов. Те, кто хочет остаться в университете, приходят как на нашу кафедру, так и в другие подразделения РХТУ – например, можем похвастаться тем, что на протяжении уже многих лет наши ребята активно работают в отделе охраны труда РХТУ.
Наших выпускников можно встретить и на производствах лакокрасочных материалов (группа компаний «Рогнеда»), и в научных центрах изучения техногенных рисков (ООО «Ризикон»). Работают и в «Газпроме», и в «Роскосмосе».
- Какие основные направления исследований в магистратуре и аспирантуре?
- В основном пожарная безопасность, хотя и не только она. Специфика инженерного факультета никогда не оставляла нас равнодушными, поэтому у нас есть работы и в области безопасности работы с взрывчатыми веществами – активно изучаем термическую и механическую их устойчивость, наш крупный партнер в этой области – ИПКОН РАН. Кстати говоря, в промышленности есть много веществ, которые не являются классическими взрывчатыми веществами, но ведут себя похожим образом. Это многие красители и фармпрепараты, а также полупродукты их производства. Все они нуждаются в тщательном изучении для того, чтобы предприятия потом работали безопасно. В последнее время мы активно помогаем ФГУП «ГНЦ «НИОПиК» с определением показателей пожаровзрывоопасности фармпрепаратов и их полупродуктов синтеза.
Впрочем, мы изучаем и менее агрессивные материалы – строительные, отделочные, изоляционные. Был опыт работы с полимерной изоляцией для бытовой электропроводки.
Ещё одно большое направление – огне-, влаго- и биозащита древесины. Дерево – классический строительный материал, но это не только дома, но и шпалы, столбы линий электропередач (в условиях вечной мерзлоты, например – только деревянные) и многое другое. Дерево отлично справляется со своими задачами, если правильно подготовлено и обработано. Кстати, получаемые на данном направлении рецептуры пропиток часто применимы и для тканей (например, негорючая и трудногорючая обивка сидений в общественном транспорте и кинотеатрах), и для оплетки кабелей. Это все вопросы изучения.
Про оценку рисков и определение вероятности возникновения негативных событий, отказов оборудования, ошибок персонала я уже говорил. Это довольно перспективное направление, фактически, профилактика и предупреждение реальных негативных событий на производствах. Многие крупные предприятия строят свою производственную безопасность на этом надежном фундаменте.
Есть у нас и сильная аналитическая группа, которая ведет расчетно-аналитические работы, зачастую в тесной связке с “экспериментаторами”. Корреляционный анализ и сопоставление экспериментальных данных с расчетными позволяют осуществлять прогнозирование и моделирование.
У зарубежных коллег есть такое понятие «pet project», дословно это перевести проблематично, что-то вроде научного хобби. Разумеется, у нас тоже есть такие вещи. Перечислять можно долго, но все они небесполезны. Так, квантовые расчеты не только интересны в визуальном плане, но и позволяют подойти к безопасности на буквально “молекулярном” уровне. Увлечение лазерами с разными длинами волн однажды позволило смоделировать один из технологических процессов достаточно дешево, но эффективно. А игровое обучение программированию микроконтроллеров натолкнуло на мысль нескольких лабораторных установок, одна из которых почти “доросла” до статуса “полезная модель”.
Вообще мы сильны тем, что ставим много экспериментов. Даже на самом простом оборудовании наши ребята извлекают интересные зависимости, определяют необходимые производствам показатели, что подтверждается актами внедрений. И, кстати, это делают в том числе студенты бакалавриата – под руководством опытных научных руководителей и наставников.
Мы считаем, что студент обязательно должен «испачкать руки», делать много экспериментов самостоятельно.
- Как обстоят дела с публикационной активностью в вашей области?
- Наши преподаватели активно побуждают своих подопечных описывать результаты экспериментов, публиковать их и докладывать на конференциях. Наши студенты регулярно выступают как на конференции МКХТ, которая проводится в РХТУ раз в год, так и на нашей конференции по Техносферной безопасности – тоже в РХТУ, но раз в два года. Но этим мы не ограничиваемся, регулярно проходят выступления на конференциях международного уровня.
К сожалению, журналов действительно высокого уровня по нашему направлению до последнего времени было не так уж много, но ситуация меняется. Мы регулярно пишем статьи по нашим результатам, почти всегда – вместе со студентами и аспирантами. Нашу публикационную активность можно назвать уверенной.
- Многие студенты совмещают учебу и работу?
- На бакалавриате очень насыщенный учебный план, это не только у нас так, это в среднем по вузу – 4-5 пар ежедневно вполне обычное дело. При таком плотном графике, плюс курсовые, домашние задания, богатая внеучебная активность – работать несколько проблематично. А вот магистранты успешно работают и параллельно учатся. Мы поддерживаем работу магистрантов в нашей основной и смежной областях. Кстати, магистранты очень часто предпочитают работать у нас же.
У нас есть вполне успешная практика прикрепления студентов к научным группам, и даже если человек приходит на втором курсе – мы не отказываем. Понятно, что на младших курсах не так много времени (см. выше), но считаю, что всегда полезно быть в научной среде, приходить в лабораторию, хоть немного помогать группе. Такие студенты (как минимум) обычно успешно защищают свои квалификационные работы.
- Если бы у вас была всего минута для того, чтобы заинтересовать абитуриента, что бы Вы сказали?
- Есть направления, в которых у вас всегда будет интересная работа и уверенный доход. Учитель будет нужен всегда – люди всегда будут учиться. Врач будет нужен всегда – людям, к сожалению, свойственно болеть. Так и инженер-безопасник тоже всегда будет нужен. Производства с нами давно и будут они с нами всегда. На любом производстве есть опасности. Вы не останетесь без работы. А с дипломом РХТУ вы всегда сможете уверенно работать и в смежных сферах.
Я уверен, что нам нужны именно Вы, ведь к нам приходят ребята, которые готовы не только делать классные эксперименты, но и умеют думать, анализировать, и в чем-то быть терпеливее других: ведь нужно уметь и разбираться в стандартах, схемах, инженерной документации. Мы всему этому научим тех, кто хочет научиться.
Можно сказать, что наш выпускник – это на 50 % ученый и на 50 % инженер.
Наверное, таким должен быть любой современный химик.